Логопедия

Программа профессиональной переподготовки

«Логопедия» (502ч)

Автор:

Ахмедзянова Г.Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Бирского филиала БашГУ.

Преподавательский состав:

Ахмедзянова Гузель Фаяновна,

кандидат педагогических наук, доцент, стаж педагогической работы 15 лет.

Читает лекционные курсы по следующим дисциплинам:«Основы специальной педагогики и психологии», «Основы логопедии», «Фонетико-фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи», «Логопедия», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Нарушение письменной речи», «Методика преподавания русского языка (специальная)».

Курсы повышения квалификации:

ГАОУ ДПО ИРО РБ «Психолого-педагогическое сопровождениедетей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях инклюзивного и специального образования: отечественный и зарубежный опыт»,2013.

ГАОУ ДПО ИРО РБ «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств», 2014.

Зинова Инна Михайловна,

 кандидат психологических наук, доцент, стаж педагогической работы 19 лет.

Читает лекционные курсы по следующим дисциплинам:«Невропатология», «Психопатология», «Психология лиц с речевыми нарушениями».

Курсы повышения квалификации: ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» по программе «Технология разработки и использования интерактивных средств обучения» (2014)

Исламова Айсылу Айратовна, кандидат биологических наук, доцент, стаж педагогической работы 13 лет.

Читает лекционный курс по дисциплине:«Основы генетики».

Курсы повышения квалификации: ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по программе «Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза», 2012.

Исхакова Айгуль Тимербаевна, кандидат биологических наук, профессор, стаж педагогической работы 25 лет.

Читает лекционные курсы по следующим дисциплинам:«Основы нейрофизиологии и ВНД», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».

Курсы повышения квалификации: ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет им И.Н. Ульянова» по программе «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ магистратуры, предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций», г. Ульяновск (2015г).

Калашникова Олеся Геннадьевна,

 кандидат педагогических наук, доцент, стаж педагогической работы 21 год.

Читает лекционный курс по дисциплине: «Методика преподавания математики (специальная)».

Курсы повышения квалификации ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по программе «Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза», 2012.

 

Пихтовников Сергей Вячеславович,

 кандидат химических наук, доцент, стаж педагогической работы 17 лет.

Читает лекционный курс по дисциплине:«Информационные технологии в специальном образовании».

Курсы повышения квалификации ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по программе «Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза», 2014.

Талыпова Аида Чингизовна,

 кандидат педагогических наук, доцент, стаж педагогической работы 24года.

Читает лекционные курсы по следующим дисциплинам: «Клиника интеллектуальных нарушений», «Развитие речи в норме и ее недоразвитие», «Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллекта, детском церебральном параличе», «Основы  олиго- сурдопедагогики», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Логопедическая ритмика», «Индивидуальные и фронтальные формы коррекционно-педагогической работы для детей с тяжелыми нарушениями речи», «Методика развития речи (специальная)».

Курсы повышения квалификации: ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по программе «Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза», 2012.

Хамидуллин Руслан Рашитович,

 кандидат исторических наук, доцент, стаж педагогической работы 21 год.

Читает лекционный курс по дисциплине:«Нормативно-правовое обеспечение учебной деятельности лиц с ОВЗ».

Курсы повышения квалификации: ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» по программе «Электронные образовательные ресурсы», 2012.

Ценева Ирина Канифовна,

 ассистент, стаж педагогической работы 21 год.

Ведет дисциплину «Методика преподавания ручного труда и ИЗО (специальная)».

Курсы повышения квалификации: ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по программе «Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза», 2012.

Описание программы

Профессия «учитель-логопед» предполагает работу с лицами, имеющими недостатки речи. Причинами речевых затруднений могут стать анатомо-физиологические особенности строения органов артикуляции, аномалии в работе отделов головного мозга,которые отвечают за процесс речевого онтогенеза, недостаточное внимание к вопросам развития ребёнка в раннем возрасте, неблагоприятные социальные факторы.

Возможные речевые расстройства разнятся по видам и степеням тяжести. Для того чтобы успешно корректировать и устранять недостатки речи, нужно понимать причины и последствия речевого дизонтогенеза, разбираться в физиологии и анатомии, знать основы логопсихологии, владеть методиками работы по исправлению произношения, лексико-грамматических и синтаксических ошибок.

Цель программы

Подготовить специалиста к профессиональной деятельности в области специального (коррекционного) образования, направленной на осуществление процесса обучения и воспитания лиц  с нарушениями речи; сформировать следующие профессиональные компетенции в рамках основных видов профессиональной деятельности:

  • знание теоретических  и методологических основ логопедии, содержания и структуры образовательных процессов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
  • представление о закономерностях физического, психического и речевого развития детей в норме и при отклонениях;
  • формирование умений и навыков по выявлению и коррекции речевых отклонений в развитии детей разных возрастных периодов и детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями;
  • проведение диагностики и коррекции речевых нарушений, психолого-педагогического консультирования.

Методы обучения

Закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет вести образовательную деятельность по профессиональной переподготовке полностью в дистанционной форме. Дистанционное обучение открывает новые возможности дополнительного профессионального образования. Важными достоинствами занятий в дистанционном формате являются: отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение, возможность совмещать учёбу с основной деятельностью, составление графика занятий с учётом личного времени, малые денежные и временные затраты на образование.Слушатель курсов профессиональной переподготовки  с помощью компьютера может получить все лекционные материалы, контрольные работы, тестовые задания. Во время обучения слушатели смогут участвовать в вебинарах, получать консультации преподавателей, пользоваться учебными материалами и дополнительной литературой электронной библиотеки.

Результат обучения:

  • Вы получаете диплом о профпереподготовке установленного образцаи право занимать соответствующие должности.
  • Вы владеете самыми современными методиками психолого-педагогического сопровождения лиц с речевой патологией и готовы применять их в работе.
  • Вы имеете навыки практической работы с распространёнными речевыми нарушениями и способны организовать как индивидуальную, так и фронтальную коррекционно-педагогическую деятельность.

Перспективы трудоустройства

Речевые расстройства различной степени тяжести встречаются у большого числа лиц, что обуславливает высокую востребованность квалифицированных специалистов данной области. С логопедическими знаниями и навыками практической работы, Вы сможете устроиться на работу в дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательное учреждение, центр раннего развития, медицинское учреждение, реабилитационный центр. Проводя коррекционные занятия на высоком уровне, вы поможете справиться с речевыми затруднениями большому количеству людей различного возраста.

Категория слушателей: ЛИЦА, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.

Срок обучения: 10 месяцев (502 часов)

Итоговый документ: По итогам обучения выдаётся диплом установленного образца о профессиональной переподготовке на правоведения нового вида профессиональной деятельности с записью «Диплом о профессиональной переподготовке предоставляет право наведение профессиональной деятельности в сферекоррекционной педагогики

Внимание! Диплом при необходимости может отправляться почтой России заказным письмом.

По всем возникшим вопросам, связанным с записью, оплатой и обучением, пишите по адресу priem@birskdo.ruс пометкой "Профессиональная переподготовка".

 

Содержание курса

Дисциплина, раздел программы Дидактическое содержание
Основы генетики Основные понятия и положения современной генетики. Геном человека.
Хромосомная теория наследственности. Изменчивость. Хромосома как носитель наследственной информации. Кариотип.
Хромосомные нарушения и их значение. Наследственная патология. Методы генотерапии.
Моногенные болезни. Характеристика отдельных форм. 
Хромосомные болезни. Связь хромосомного дисбаланса с отклонениями в развитии.
Болезни с наследственной предрасположенностью: ассоциация с генетическими маркерами.
Роль генетических факторов в возникновении расстройств речи. Наследственные формы интеллектуальных нарушений, эмоционально личностных расстройств и девиантного поведения.
Наследственные формы нарушения опорно-двигательного аппарата. Наследственные формы глухоты и тугоухости, слепоты и слабовидения.
Медико-генетическое консультирование. Расчеты риска при болезнях с наследственной предрасположенностью.
Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности Введение
Общая нейрофизиология
Частная нейрофизиология
Высшая нервная деятельность человека
Невропатология Общая и частная неврология
Клиническая неврология
Неврологические основы патологии речи
Психопатология Введение в психопатологию детского возраста
Нарушение чувственного познания
Мышление и его нарушения. Память и интеллект, их особенности и нарушения в детском возрасте
Определение и общая характеристика эмоций, их нарушения. Нарушения воли и внимания у детей. Синдром двигательной расторможенности с дефицитом активного внимания.
Эпилепсия: общая характеристика, этиология и патогенез, классификация и клинические проявления, изменения личности и психозы при эпилепсии у детей и подростков. Шизофрения.
Клиника интеллектуальных нарушений Этиология и патогенез олигофрении. Анатомо-физиологические изменения ЦНС при олигофрении.
Общая симптомология и степени олигофрении
Классификация олигофрении. Клинические формы, течение.
Задержки психического развития, этиология, патогенез, особенности интеллектуальной недостаточности
Этиология, патогенез, клинические проявления деменции
Принципы и методы клинического и психолого-педагогического обследования детей с нарушением интеллекта
Профилактика лечение и психолого-педагогическая коррекция интеллектуальных нарушений.
Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи Анатомия, физиология и патология органов слуха
Анатомия, физиология и патология органов  зрения 
Анатомия, физиология и патология органов  речи
Основы специальной педагогики и психологии Специальная педагогика как особый вид общей педагогики
Научные основы образования лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Содержание и технологии специального образования
Организационные формы и средства специального образования
Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии
Психология лиц с речевыми нарушениями Научно-теоретические основы психологии лиц с речевыми нарушениями. 
Психологическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи.
Психокоррекционная работа с детьми логопатами. 
Основы логопедии Теоретические и методологические основы логопедии. 
Анатомо-физиологические механизмы речи
Классификация речевых нарушений.
Характеристика различных форм речевых нарушений
Организация логопедической помощи в России.
Развитие речи в норме и ее недоразвитие Анатомо-физиологические и психологические механизмы речи
Начальные этапы речевого развития
Овладение звуковой формой слова в онтогенезе
Развитие лексики детской речи
Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе
Онтогенетическое развитие связной речи
Онтогенез и дизонтогенез речевого развития
Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики.
Принципы диагностики детей с речевыми нарушениями
Методы психолого-педагогической диагностики
Характеристика психического развития детей с речевыми нарушениями.
Дифференциальная диагностика сходных состояний.
Организация и содержание диагностической деятельности логопеда
Логопедия Дислалия
Ринолалия
Дизартрия
Нарушение голоса
Нарушение темпа речи
Заикание
Алалия и афазия
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Общее недоразвитие речи Понятие и характеристика фонетико- фонематического недоразвития
Механизм причины и проявления ФФН у детей дошкольного и школьного возраста.
Содержание, методы, приемы и организация логопедического воздействия при ФФН
Понятие и характеристика общего недоразвития речи у детей
Механизм, причины и проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного и школьного возраста
Содержание, методы, приемы и организация логопедического воздействия при общем недоразвитии речи
Особенности коррекционной работы по развитию лексико - грамматической стороны речи и связной речи у детей с ОНР.
Методика обучения грамоте детей с ОНР.
Нарушение письменной речи Письменная речь и предпосылки ее формирования
Характеристика речевого развития детей с речевыми нарушениями.
Этиология и патогенез нарушений письменной речи.
Симптоматика нарушения письменной речи
Симптоматика нарушения чтения.
Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе Логопедическая работа при нарушениях слуха
Логопедическая работа при нарушениях зрения
Логопедическая работа при нарушениях интеллектуальных нарушениях
Логопедическая работа при нарушениях детском церебральном параличе
Профилактика речевых нарушений
Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями Педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями
Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи
Основы олиго-сурдопедагогики Общие вопросы теории специальной педагогики и её предметных областей олиго-сурдопедагогики.
Основы олигофренопедагогики.
Основы сурдопедагогики.
Логопедическая ритмика Основы логоритмики и история её создания
Содержание логопедическойритмики
Характеристика задач логопедической ритмики на разных этапах коррекционной работы с лицами, страдающими речевыми нарушениями
Особенности организации и содержания логопедической ритмики при нарушениях голоса, дизартрии, афазии, заикании
Индивидуальные и фронтальные формы коррекционно-педагогической работы для детей с тяжелыми нарушениями речи Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных и фронтальных занятий.
Планирование, разработка и проведение фрагментов индивидуальных и фронтальных занятий. 
Создание моделей индивидуальных и фронтальных занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы.
Индивидуальные и фронтальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми
Методика преподавания русского языка (специальная) Специальная методика преподавания русского языка как наука.
Русский язык как учебный предмет в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
«Произношение» как учебная дисциплина цикла «Русский язык" в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Уроки произношения.
Обучение грамоте в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Уроки письма и чтения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Уроки развития речи в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Методика развития речи (специальная) Научные основы методики развития речи детей.
Понятие общего недоразвития речи и его проявления у детей дошкольного возраста.
Система работы логопеда по развитию речи детей при общем недоразвитии речи.
Средства развития речи; занятие как ведущее средство обучения и коррекции.
Методика развития разных сторон речи у детей при ОНР. Формирование активного и пассивного словаря на специальных занятиях.
Особенности методики формирования грамматической стороны речи у дошкольников (словообразовательных, морфологических навыков) при ОНР на занятиях.
Методика развития фразовой речи и разных синтаксических конструкций (простых и сложных) на занятиях.
Методика формирования связной речи у детей с ОНР (диалогической и монологической) на специальных занятиях.
Методика преподавания математики (специальная) Предмет и задачи начального обучения математики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Особенности усвоения  математических знаний, умений и навыков учащихся коррекционной школы
Учебная программа по математике в начальных классах коррекционной школы пятого вида
Методы обучения математике
Частные методики обучения математике
Внеклассная работа по математике
Методика преподавания ручного труда и ИЗО Предмет и задачи курса
Теоретические основы обучения детей изобразительной деятельности.
Методика обучения детей изобразительной деятельности
Нормативно-правовое обеспечение учебной деятельности лиц с ОВЗ История становления и развития социальной защиты лиц с нарушениями психофизического развития, отраженная в основных международных и отечественных правовых документах  
Основные положения международных правовых документов. 
Основные положения отечественных правовых документов 
Информационные технологии в специальном образовании Дидактические основы создания и использования средств информационных и коммуникационных технологий 
Анализ возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования
Перспективные направления разработки и  использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании
Дидактические основы создания и использования средств информационных и коммуникационных технологий