Специальное (дефектологическое) образование. Дошкольная дефектология

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование, профиль Дошкольная дефектология и приобретение новой квалификации – «Педагог-дефектолог».
Руководитель программы: Сулима Ирина Александровна – к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального и дошкольного образования БФ БашГУ.
Тьютор: Черникова Марина Сергеевна – к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального и дошкольного образования БФ БашГУ.

  Программа c присвоением квалификации Программа без присвоения квалификации
Направление Специальное (дефектологическое) образование Специальное (дефектологическое) образование
Профиль Дошкольная дефектология Дошкольная дефектология
Присваиваемая квалификация Педагог-дефектолог -
Обучение 1 год (970 ч.) 3 мес. (320 ч.)
Оплата 19. т. р. 8. т. р.
Категория слушателей граждане с высшим профессиональным педагогическим или психологическим  образованием и специалисты с высшим образованием не педагогического профиля граждане с высшим профессиональным педагогическим или психологическим  образованием 
Преподавательский состав
Белобородова Ниля Сабитовна
Ученая степень: доктор педагогических наук.
Ученое звание: профессор.
Стаж работы в вузе: 24 года.
Окончила Бирский государственный педагогический институт, 1987 г. Специальность – биология и химия. Квалификация – учитель средней школы.
Преподаваемые дисциплины: «Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования»; «Педагогика»; «Подготовка специалистов ДОО к реализации системы М. Монтессори»; «Технологии дошкольного образования» и др.
Сулима Ирина Александровна
Ученая степень: кандидат педагогических наук.
Ученое звание: доцент.
Стаж работы в вузе: 23 года.
Окончила Свердловский государственный педагогический институт, 1986. Специальность – олигофренопедагогика и логопедия. Квалификация – учитель и логопед вспомогат. шк. Олигофренопедагог дошкольных учреждений. Прошла курсы повышения квалификации по профессиональной программе «Инклюзивное образование: методология и технологии реализации в условиях введения ФГОС», Москва, 2015.
Преподаваемые дисциплины: «Основы специальной педагогики и психологии», «Педагогические технологии воспитания детей с нарушениями развития», «Специальная педагогика», «Формирование готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» и др.
Бронников Сергей Анатольевич
Ученая степень: кандидат педагогических наук.
Ученое звание: профессор.
Стаж работы в вузе: В вузе работает с 1987 года.
Окончил факультет биологии и химии БирГПИ в 1980 году.
Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Заслуженный работник образования Республики Башкортостан. Отличник просвещения Российской Федерации. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Преподаваемые дисциплины: «Педагогика», «Педагогический менеджмент», «Образовательное право», «Нормативно-правовое обеспечение специального образования» и др.
Пихтовников Сергей Вячеславович
Ученая степень: кандидат химических наук.
Ученое звание: доцент.
Стаж работы в вузе: В вузе работает с 2000 года.
Окончил БирГПИ по специальности физика – информатика в 1999 году.
Преподаваемые дисциплины: программное обеспечение ЭВМ, программирование, информатика
Черникова Марина Сергеевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук.
Ученое звание: доцент.
Стаж работы в вузе: В вузе работает с 2001 года.
Окончила факультет педагогики и психологии БирГПИ по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии в 1998 году. Прошла программу переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование. Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» в 2016 году.
Преподаваемые дисциплины: «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии», «Нормативно-правовое обеспечение специального образования», «Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ в раннем возрасте» и др.
Кузнецова Инна Владимировна
Ученая степень: кандидат педагогических наук.
Должность: старший преподаватель.
Стаж работы в вузе: В вузе работает с 2009 года.
Окончила Бирский государственный педагогический институт, 2003. Специальность – Педагогика и методика дошкольного образования. Квалификация – педагог дошкольного образования. Педагог-психолог. Прошла курсы повышения квалификации по профессиональной программе  «ФГОС дошкольного образования как основа организации образовательного процесса. Дети с ограниченными возможностями здоровья в группе детского сада», Москва, 2014.
Преподаваемые дисциплины: «Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования»; «Конструирование предметно-развивающей среды»; «Танцевально-игровая гимнастика для дошкольников»; «Тьюторство семей с детьми с ОВЗ» и др.
Белобородова Лиля Рафитовна
Должность: ассистент.
Стаж работы в вузе: В вузе работает с 2002 года.
Окончила факультет педагогики и психологии БирГПИ по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии в 2001 году. Прошла курсы повышения квалификации по профессиональной программе  «ФГОС дошкольного образования как основа организации образовательного процесса. Дети с ограниченными возможностями здоровья в группе детского сада», Москва, 2014.
Преподаваемые дисциплины: «Теория и технология изобразительной деятельности дошкольников», «Дошкольная педагогика», «Сенсорное воспитание детей с ОВЗ» и др.

Описание программы: 
В связи с необходимостью учета особенностей организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья,  реализации ФГОС для детей с ОВЗ и ФГОС обучения для детей с умственной отсталостью с 1 сентября 2016 года, внедрения инклюзивного образования в РСО существует   большая потребность в профессионально подготовленных дефектологах, готовых помочь организовать обучение детей с ОВЗ как в специальных, так и в образовательных организациях общего типа.
Программа профессиональной переподготовки является преемственной к основной образовательной программе высшего образования направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015  N 1087). Программа разработана с учетом профессионального стандарта утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293) министром М.А. Топилиным (edu.khspu.ru›attachments/article/80/prof-standart)
Цель программы профессиональной переподготовки: качественная ускоренная подготовка педагогов-дефектологов, владеющих современным методикам педагогического взаимодействия с детьми, имеющими особенности психофизического развития в условиях инклюзивного образования.
Методы обучения: 
В дистанционном обучении применяется модульная система. Это значит, что по всем дисциплинам вы получите соответствующие модули, содержащие весь необходимый информационный контент, задания и инструменты контроля. Вам будут предоставлены все обучающие материалы и назначен ответственный преподаватель, который проконтролирует ход обучения, обеспечит контроль и поддержку. 

Дистанционное обучение не лишено также общения – посещайте вебинары и обсуждайте все интересные моменты, дискутируйте с преподавателями и даже с слушателями программы, делайте своё обучение ещё более ярким, запоминающимся и эффективным.

 

 

 

Результаты обучения: 
По итогам овладения программы Вы сможете осуществлять следующие виды деятельности:
1. Диагностическое направление:
- прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
-  выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления.
2. Коррекционное направление:
система коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления); нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
3. Аналитическое направление: 
- проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов; 
- системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
- создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
- обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся;
- профилактику перегрузок учащихся;
- взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление:
- оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития;
- разработка рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.
5. Организационно-методическое направление:
-  подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения.

Ваши перспективы: Данная программа дает право работать в дошкольных образовательных организациях компенсирующей и комбинированной направленности; в специальных учреждениях для детей с различными отклонениями в развитии; в психолого-медико-педагогических комиссиях; в детских домах; в детских поликлиниках и больницах; в психоневрологических диспансерах; санаториях; в системе социального обеспечения.
Категория слушателей: граждане с высшим профессиональным педагогическим или психологическим  образованием и специалисты с высшим образованием не педагогического профиля.

Срок обучения: 1 год (970 часов).

Начало занятий по мере комплектования групп.

Итоговый документ: По итогам обучения выдаётся диплом установленного образца о профессиональной переподготовке на правоведения нового вида профессиональной деятельности с записью «Диплом о профессиональной переподготовке по программе «Специальное (дефектологическое) образование. Дошкольная дефектология» с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог».

Внимание! Диплом отправляется почтой России заказным письмом.

По всем возникшим вопросам, связанным с записью, оплатой и обучением, пишите по адресу priem@birskdo.ru, chermar@bk.ru с пометкой «Профессиональная переподготовка».

 

Руководитель: 
Ирина Александровна Сулима, сот. 8-917-350-81-68, sulimaia@rambler.ru

Тьютор: 
Марина Сергеевна Черникова, сот. 8-986-963-90-97, chermar@bk.ru 

Прием документов: 
Наталья Михайловна Гайтанова +7 (34784) 4-05-07, priem@birskdo.ru

Пакет документов для зачисления и квитанция об оплате представлен на сайте Дистанционного обучения Бирского филиала БашГУ.

Содержание программы:

Наименование дисциплин Семестр Часы
1 Невропатология и психопатология 1 62
2 Основы специально педагогики и психологии 1 60
3 Анализ и интерпретация результатов научно-исследовательской деятельности педагога-дефектолога 1 52
4 Дошкольная олигофренопедагогика 1 60
5 Дошкольная сурдопедагогика 1 60
6 Дошкольная тифлопедагогика 1 64
7 Психолого-педагогическое сопровождение семьи детей с ОВЗ 1 56
8 ИКТ в системе специального образования 1 36
9 Нормативно-правовое обеспечение специального образования 1 48
10 Социально-нравственное воспитание детей с ОВЗ 1 40
11 Инклюзивное образование: методология и технология внедрения 2 56
12 Воспитание и обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 2 60
13 Дошкольная логопедия 2 48
14 Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения 2 56
15 Сенсорное воспитание детей с ОВЗ 2 56
16 Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ 2 60
17 Методика развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения 2 48
18 Методика развития слухового восприятия и обучение произношению детей с нарушением слуха 2 48
ИТОГО 970 час.

Итоговая аттестация: Междисциплиарный экзамен по направлению подготовки (тестирование по программе).