Изобразительное искусство в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки (540 ч.)

Вид программы: профессиональная переподготовка.
Форма обучения: дистанционное (заочное) обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Категория слушателей: специалисты, имеющие высшее и среднее образование (вне зависимости от профиля), желающие работать в сфере образования и изобразительного искусства. 
Выдаваемый документ: диплом о профессиональной переподготовке образца, установленного Министерством образования и науки в соответствии с законодательством РФ. 
Преимущества профессиональной переподготовки: 
- полный цикл профессиональной переподготовки длится всего 8 месяцев;
- в процессе обучения изучаются только те дисциплины, которые практически применимы в профессиональной деятельности.
Присваемая квалификация: преподаватель изобразительного искусства.
Цель программы: профессиональная переподготовка специалистов для выполнения профессиональной деятельности в разных системах образования. 
Программа ориентирована на подготовку будущих педагогов школ, лицеев, гимназий, училищ, колледжей, вузов в области изобразительного искусства; действующих учителей и преподавателей изобразительного искусства, не имеющих соответствующего образования; всех интересующихся педагогическими технологиями в области изобразительного искусства. Результатами обучения являются сформированные общекультурные, профессиональные и специальные компетенции.
Особенности программы:
Программа профессиональной переподготовки направлена на формирование у слушателей знаний, умений и навыков, необходимых для реализации на высоком профессиональном уровне процесса обучения и воспитания учащихся в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования.
Программа состоит из двух циклов дисциплин: общепрофессионального (закладывает общие представления о профессии педагога изобразительного искусства, позволяя ориентироваться в тенденциях и перспективах педагогического процесса, применять и разрабатывать технологии его организации, использовать современные информационные технологии в учебном процессе и т.д.) и профильной (предметной) подготовки. В рамках профильного цикла дисциплин изучаются все основные и дополнительные разделы предметной области, знания которых Вам могут понадобиться при обучении учащихся. 
Выпускники программы получают диплом с присвоением квалификации с правом ведения нового вида профессиональной деятельности с записью «Диплом о профессиональной переподготовке предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Образование. Изобразительное искусство».
Внимание! Диплом отправляется почтой России заказным письмом.
По всем возникшим вопросам, связанным с записью, оплатой и обучением, пишите по адресу dpo@birskdo.ru с пометкой "Профессиональная переподготовка".

Исламова Зульфира Фаритовна, кандидат педагогических наук, доцент. Отличник образования РБ. Стаж педагогической работы 29 лет, стаж педагогической работы в профессиональной области 29 лет. Преподаватель дисциплин История изобразительного искусства, Декоративно-прикладное искусство, Методика преподавания изобразительного искусства.  Участник всероссийских конкурсов изобразительного искусства и научно-практических конференций. Автор образовательных программ, учебных пособий и научных статей в области эстетического воспитания будущих педагогов средствами изобразительного искусства.
Ременникова Юлия Сергеевна, кандидат педагогических наук, член Творческого союза художников России и международной федерации художников. Стаж педагогической работы 11 лет, стаж педагогической работы в профессиональной области 11 лет. Преподаватель дисциплин Живопись, Композиция, Компьютерный дизайн. Участник Всероссийских и международных выставок и конкурсов по изобразительному искусству. Организатор научно-практических конференций, мастер-классов. Автор образовательных программ, учебных пособий и научных статей в области художественного образования. 
Заярнюк Александр Николаевич, доцент, член Творческого союза художников России и международной федерации художников. Стаж педагогической работы 15 лет, стаж педагогической работы в профессиональной области 15 лет. Преподаватель дисциплин Учебная живопись, Живопись портрета, Рисунок. Награжден Бронзовой и Серебряной медалями «За вклад в отечественную культуру», награжден Дипломом «За вклад в отечественное изобразительное искусство». Участник Всероссийских и международных выставок и фестивалей по изобразительному искусству. Участник международных пленэров. Организатор мастер-классов по изобразительному искусству. Автор научных статей в области теории и практики изобразительного искусства.

Содержательно-организационные вопросы: программа включает в себя лекционные и практические занятия, самостоятельную работу слушателей, аттестацию по дисциплинам (в форме тестирования или практико-ориентированного мини-проекта), выполнение итоговой аттестационной работы;
- для эффективного усвоения теоретического содержания программы переподготовки широко используются компьютерные презентации, содержащие необходимую наглядную информацию, видеоматериалы, раздаточные материалы;
- программа переподготовки предполагает использование в процессе обучения дифференцированного подхода к слушателям программы, учитывающего их опыт работы, профессиональные и личностные качества;
- образовательный процесс осуществляется с применением дистанционных технологий обучения.
Содержание программы обучения:
Раздел 1. Методика преподавания изобразительного искусства.
Тема 1. История художественного образования и методов обучения рисованию.
Тема 2. Виды занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе.
Тема 3. Программное и методическое обеспечение дисциплины «Изобразительное искусство».
Тема 4. Традиционные и нетрадиционные  технологии на уроках изобразительного искусства.
Тема 5. Требования ФГОС нового поколения в области обучения изобразительному искусству. 
Раздел 2. Живопись.
Тема 1. Введение в теорию живописи как вида изобразительного. Виды и жанры живописи. Виды технических приемов в живописи.
Тема 2. Физиологическая и физическая основы понимания теории цвета в живописи. 
Тема 3. Техника акварельной живописи. История, основные методы и особенности работы в акварельной живописи. 

  • Особенности приема гризайль на примере натюрморта в технике гуашь. 
  • Выразительные возможности колорита на примере натюрморта, в технике гуашь.
  • Способы получения изображения в технике монотипия на примере натюрморта.

Раздел 3. История изобразительного искусства.
Тема 1. Виды и жанры изобразительного искусства.
Тема 2. Искусство первобытного общества.
Тема 3. Искусство Древнего мира.
Тема 4. Искусство средневековья. Византия. Романское и готическое искусство.
Тема 5. Искусство эпохи Возрождения.
Тема 6. Русское изобразительное искусство.
Тема 7. Западноевропейское искусство XVII-XVIII вв.
Тема 8. Искусство XX-XXI вв.
Раздел 4. Композиция.
Тема 1. Виды композиции в изобразительном искусстве Основные законы, правила, приемы композиции. 
Тема 2. Художественная организация плоскости. Виды художественного пространства. Условное пространство картины.
Тема 3. Натюрморт как один из жанров станковой живописи. Композиция и художественное пространство в натюрморте на плоскости.
Тема 4. Композиция интерьера в истории изобразительного искусства.

  • Разновидности композиции интерьера. Отличие композиции интерьера от  натюрморта. 
  • Композиция интерьера с ярко выраженным глубоким пространством, (тоновое решение)

Тема 5. История развития книжной графики

  • Искусство книги и ее художественное оформление. Элементы книги.
  • Композиционные особенности книжной графики

Раздел 5. Основы декоративно-прикладного искусства.
Тема 1. Виды декоративно-прикладного искусства и технологии создания изделий.
Тема 2. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве.
Тема 3. Искусство кистевой росписи.
Тема 4. Художественная роспись ткани.
Тема 5. Искусство ткачества.
Тема 6. Искусство войлоковаляния.
Тема 7. Современные направления декоративно-прикладного искусства.
Раздел 6. Рисунок.
Тема 1. Учебный рисунок и его выразительные средства. 
Тема 2. Основные сведения о законах линейной и воздушной перспективы и их применение в рисунке. Закономерности светотени.
Тема 3. Академическая система художественного образования.

  • Компоновка и построение геометрических тел
  • Натюрморт из простых предметов. Линейно-конструктивное построение. Пропорции. 
  • Натюрморт из простых предметов. Световоздушная среда, объем, передача освещения  
  • Особенности выполнения натюрморта мягкими материалами (уголь, сепия, сангина)
  • Зарисовки бытовых предметов. Линейно-конструктивное решение.
  • Зарисовка натюрморта с элементами интерьера.

Раздел 7. Бумажная пластика.
Тема 1. История бумагопластики. Инструменты, материалы, техника.   Оригами. История оригами. Виды и техники оригами. 
Тема 2. Понятие бумагопластики. Виды бумагопластики и их характеристика. Моделирование и объемные макеты из бумаги.
Тема 3. Архитектурные макеты из бумаги. 
Раздел 8. Компьютерная графика.
Тема 1. История развития компьютерной графики. Принципы компьютерной графики. 
Тема 2. Понятие цвета и его представление в компьютерном дизайне и графике.
Тема 3. Графические форматы. Ввод и вывод графической информации.
Тема 4. Методы работы с растровой графикой. Коррекция и обработка изображений. Имитация художественных техник.
Тема 5. Растровый редактор Adobe Photoshop. Знакомство с интерфейсом программы, основные панели и меню программы, настройка рабочей зоны, работа с основными компонентами программы. 

  • Понятие цвета и его представление в компьютерном дизайне и графике. Определение цвета. Особенности восприятия цвета. Цветовые модели: RGB, CMY(K), CIE Lab, HSB, другие. Коррекция и обработка изображений.
  • Имитация техник графического дизайна. Создание карандашного наброска, рисунка углем, карандашом, пером и т.д. Обработка фотографического изображения для имитации графики. Техника работы с масками и слоями. Методика работы с фильтрами, имитирующими графику.
  • Основы рисования кистями. Использование стилей слоя. Текстовые эффекты. Создания различных поверхностей и узоров. Методика выделения и маскирования.

Раздел 9. Компьютерные технологии в изобразительном искусстве.
Тема 1.  Классификация компьютерных технологий (гипермедиа, мультимедиа, компьютерные технологии, медиатека, электронный учебник, мультимедиа презентации, web-странички). 
Тема 2. Электронные средства учебного назначения. Их классификации.

  • Создание таблиц с использованием заливки. 
  • Подготовка учебных материалов в Microsoft Word, Microsoft Excel,
  • Создание графического примитива.

Тема 3. Работа с графикой и фотографией в текстовом редакторе. Приемы подготовки раздаточного и иллюстративного материала для участников научной конференции в Microsoft Publisher.
Тема 4. Приемы подготовки наглядных средств, разработки презентаций в Microsoft PowerPoint.  
Раздел 10. Музейная педагогика.
Тема 1. Дети в художественном музее и ознакомительная экскурсия. 
Тема 2. Подготовка и проведение образовательной экскурсии в условиях музея.
Тема 3. Подготовка и проведение развивающей экскурсии.
Тема 4. Анализ произведений изобразительного искусства в музейной среде.
Тема 5. Виртуальный музей в образовательном процессе.